Специальное образование

Артикуляционная гимнастика

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит можно тренировать и мышцы губ и языка. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже, если ваш ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

     Гимнастика для органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только учитель-дефектолог! Пожалуйста, никакой самодеятельности! Не считайте, что вы сможете воспитать у ребенка правильное произношение, многократно повторяя скороговорки и чистоговорки. Сначала ребенок должен научиться правильно, произносить изолированный звук, затем закрепить его произношение в слогах, в словах, в словосочетаниях, и только затем во фразе. Повторюсь еще раз, постановкой и автоматизацией звуков занимается учитель-дефектолог или родитель под руководством учителя-дефектолога.

     Для выполнения заданий родителям предлагается только артикуляционная гимнастика, которая поможет вашему малышу достичь правильного произношения. Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Обращайте внимание на точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляционного аппарата.

     Упражнения подбираются в соответствии с дефектом речи ребенка. Для неговорящих детей и детей с большим количеством дефектных звуков подойдет основной комплекс артикуляционной гимнастики. Эти упражнения расположены в определенной последовательности (от простых упражнений к сложным упражнениям). Сначала упражнения выполняют в медленном темпе, обязательно перед зеркалом, первые несколько раз можно выполнить упражнение дважды, но качественно. Затем количество упражнений увеличивают, доводя до 10-15 раз. Когда ребенок научится правильно выполнять движение, зеркало можно убрать. Взрослый должен показать ребенку, как правильно выполнять все упражнения (для визуального контроля). Для этого, дорогие родители, вам необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику. Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас, ведь для их выполнения необходим определенный навык.

     Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше два раза в день – утром и во второй половине дня после прогулки, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись, становились более прочными. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы. Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложечки или просто чистым пальцем (!) помогите ребенку поднять его язычок вверх.

     Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение язычка (например, облизал верхнюю губу), можно использовать все подручные средства: варенье, шоколад, в зависимости от того, что любит ваш ребенок.

  Занятия должны проводиться эмоционально, в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Артикуляционную гимнастику проводят сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находится в спокойном положении. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка».

     Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно — это может привести к отказу, выполнять движение. Надо показывать ребенку его достижения.

Ребенку при выполнении артикуляционной гимнастики можно рассказать «Сказку о веселом язычке», еще можно предложить игру «Рыбки». Ребенок на удочку ловит рыбку, на спинке у которой, наклеен символ того или иного упражнения. Ребенок, поймав рыбку, выполняет упражнение, «чей символ ему попадется на крючок».

 

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

     Основной комплекс направлен на выработку основных движений и положений органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика проводится во всех возрастных группах, но требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе различны. Дети второй младшей группы, должны усвоить простейшие навыки, развивающие и совершенствующие движения артикуляционного аппарата.

«Улыбка»

Цель. Выработать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Описание. Улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и). Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания.

1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.

2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

 

«Хоботок»

Цель. Выработать движение губ вперед.

Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания.

1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.

2. Если ребенок не умеет вытянуть губы вперед, предложите дотянуться ему губами до конфетки, находящейся на расстоянии 1,5-2 см от губ, и взять ее губами.

«Улыбка-хоботок»

Описание. На счет «раз-два» чередовать упражнение «Улыбка» и упражнение «Хоботок».

 

«Окошко»

Цель. Вырабатывать умение детей удерживать рот в открытом положении

Описание.На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

 

 

 

 

 

 

«Месим тесто»

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя …». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

 

«Лопаточка»

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положение.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания.

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться уголков рта.

5. Если это упражнение не получается, надо выполнить упражнение «Месим тесто».

 

«Иголочка»

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу, чтобы он был «острым», как жало.

Методические указания.

1. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

 

 

 

 

«Лопаточка — иголочка»

Описание. На счет «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и упражнение «Иголочка».

 

 

«Часики»

Цель. Выработать умение чередовать движения языка к уголкам рта: вправо – влево.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, отклонить высунутый язык вправо, затем влево. Чередовать движения под счет или читая стихотворение для этого упражнения.

Методические указания. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

 

«Качели»

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

 

«Лошадка»

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания.

1. Упражнение в начале выполняется в медленном темпе, потом темп убыстряется.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

3. Если у ребенка пощелкивание не получается, ребенок должен выполнять упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к упражнению «Лошадка».

4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался вовнутрь, т.е., чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

 

«Приклей конфетку (Чашечка)»

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

2. Рот открывать не шире чем на 1,5-2 см.

3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).

4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

свернуть

Возрастные нормы речевого развития детей

Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказано, а что же дальше? Что должен уметь ребёнок в 2-4 года, 5-6 лет? На этот вопрос, волнующий многих родителей, мы постараемся дать краткий ответ.
 
К 1,5-2 годам ребёнок может говорить примерно 50-70 слов, в основном это - существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения; имена; наречия "здесь" и "сейчас"; прилагательные "большой" и "маленький", реже - глаголы, личные местоимения.
На втором году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [о], [и]; звуки [э], [ы] могут заменять созвучием [йэ]. Некоторые согласные малыши заменяют более простыми, доступными, искажают звуки или вовсе их не произносят. Их речь изобилует мягкими согласными [т'], [д'], [с'], [з']. В этом возрасте возможно упрощенное произношение слов, например, укорачивание или называние слога, чаще всего ударного или первого: "ко" или "моко" вместо молоко. К двум годам в речи крохи должны появиться простые предложения, просьбы: "Мама, дай мяч. Мишка, сиди тут. Хочу пить сок!".
 
К 3 годам ребёнок задает много вопросов, сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает маленькие стишки и песенки, потешки и считалки. К этому возрасту обычно он правильно произносит гласные и согласные звуки ([б], [бь], [п], [пь], [м], [мь], [т], [ть], [н], [нь], [к], [кь], [г], [гь], [в], [вь], [ф], [фь]).
Дети 3-х лет уже говорят развернутыми предложениями.
 
К 4 годам малыш правильно произносит свистящие звуки: [с], [сь], [з], [зь], использует в речи сложноподчиненные предложения: "Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные", рассказывает о том, что видел на прогулке, что ему прочитали.
 
К 5 годам ребенок правильно произносит шипящие звуки: [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на картинке или серии картинок. Высказывания становятся достаточно пространными, улавливается определенная логика изложения. Нередко в рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.
 
В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок. Наиболее яркой характеристикой этого возраста является активное освоение им построения разных типов текстов. Ребенок осваивает форму монолога. Речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Совершенствование грамматического строя напрямую зависит от развития связной речи.
свернуть